Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Центральное и Южное викариатства города Москвы
Православие.Ru
Православное христианство.ru
Милосердие.ru
Милосердие.ru

От Пасхи до Пятидесятницы

Переживание пасхальной радости не вмещается в один день церковного календаря, ни даже в несколько дней, как это бывает с двунадесятыми праздниками. Зажигаясь в Святую ночь Воскресения, свет пасхальной радости на одном дыхании проходит через всю Светлую седмицу. Каждый день этой седмицы практически повторяет пасхальное богослужение с крестным ходом, пением канона, стихир. До самого отдания праздника Пасхи (через сорок дней) каждое богослужение начинается пением древнего пасхального тропаря

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Далее эта пасхальная радость распространяется на весь год. Каждый первый день седмицы, “День Господень”, Церковь празднует Воскресение Христово. Многие песнопения воскресного Октоиха (степенны, стихиры) повторяют песнопения Цветной Триоди - книги, содержащей последование богослужений от Пасхи до Пятидесятницы.

Следующий воскресный день после Пасхи - Неделя о Фоме (Неделя вторая, Антипасха - “вместо Пасхи”). Этот день издревле, с IV века, особо празднуется Церковью. В Древней Церкви Фомина неделя называлась еще “новой” или “белой” Неделей. Крещеные в Великую Субботу всю Светлую седмицу ходили в белых одеждах и только в этот день переменяли их на обыкновенные:

Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует, взимаются ключи дверей, и неверия Фомы друга вопиюща Господь и Бог мой
(ексапостиларий)

В этот день Фома, один из двенадцати, называемый Близнец, обрел веру в Воскресшего Господа. Он не видел Его после Воскресения, как другие ученики, и не поверил им на слово, но сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин 20, 25). "О воистину похваляемаго Фомы страшного начинания" - поет Церковь и называет неверие Фомино веры родительным и даже верным неверствием, облагодетельствовавшим нас (канон на утрени преподобного Иоанна Дамаскина). В основе этого неверия лежало желание увидеть Господа.Возжелевый Твое радостное видение, прежде невероваше Фома - и поэтому оно оказалось не бесплодным.

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам. Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин 20, 26-29).

“Блаженны не видевшие и уверовавшие. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами. Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством, и временем. Блаженны и мы, не видевшие Его, но не неверующие в Него” (святитель Игнатии Брянчанинов).

Тя яко Бога из гроба воскресша Христа, не очима видевше, но сердечною любовию веровавше, песньми величаем
(канон на утрени).

Третья Неделя по Пасхе - святых жен-мироносиц, учениц Христовых, которые после погребения Учителя, рискуя жизнью, пошли ко Гробу, чтобы помазать Его тело миром, по обычаю иудейскому. Придя ко Гробу, женщины не обнаружили тела, но услышали от Ангелов:

Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь. Он воскрес, вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть (Лк, 24, 5 - 7).

Жены мироносицы первыми увидели Воскресшего Спасителя и первыми проповедали Его Воскресение апостолам, хотя те и не поверили им: показались им слова их пустыми (Лк. 24, 11). В этот же день вспоминаются и Иосиф с Никодимом, погребавшие Господа.

После сего Иосиф из Аримафеи, член совета, человек добрый и правдивый - ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак, они взяли тело Иисуса и обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи (Ин. 19; Л к. 23).

Эти немолодые уже люди, отягощенные высоким положением в обществе, и не самые смелые по естеству - тайные ученики, из страха от Иудеев, - они многим рисковали, решившись на такое дело. Смерть Учителя совершенно изменила их. Они боялись быть с Иисусом, когда Он окружен был народным почитанием и славой, но пришли к Нему, “не имеющему вида, ни доброты”, оставленному всеми. А апостолы, которым, казалось, нечего было терять, бежали.

В богослужении этого дня содержатся песнопения Страстной седмицы: дивная стихира Великого Пятка “Тебе одеющагося светом яко ризою”, тропари Великой Субботы “Благообразный Иосиф”, “Мироносицам женам”. На литургии читается Евангелие о погребении Спасителя (Мк. 15, 43 - 47). В самый разгар пасхального торжества мы как бы вновь оказались там, у Гроба, где, “якоже пшеничное зерно, зашед в недра земная”, лежало тело Всецаря (Похвалы Великой Субботы).

Неделя жен-мироносиц традиционно считается церковным “женским днем”, когда в лице учениц Господа ублажаются добродетели женской души. “Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, строилась культура, бушевали кровопролитные войны, но всегда, неизменно над землей, над этой смутной и трагической историей светил образ женщины. Образ заботы, самоотдачи, любви, сострадания. И не будь этого присутствия, не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, был бы всего лишь страшным миром. Можно не преувеличивая сказать, что человечность человека спасала и спасает женщина, и спасает не словами, не идеями, а вот этим самым молчаливым, заботливым, любящим присутствием. И если, несмотря на все зло, царствующее в мире, не прекращается тайный праздник жизни, если он празднуется в бедной комнате, за нищенским столом, так же радостно, как во дворце, то радость и свет этого праздника - в ней, в женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. “Вина не хватило...”. И пока она тут - мать, жена, невеста, - хватит вина, хватит любви, хватит света на всех...” (прот. А. Шмеман. Воскресные беседы).

Четвертая Неделя по Пасхе - о расслабленном. Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний... (Ин. 5, 1 - 9).

Еще одно чудо в субботу! Господь как бы нарочно совершает самые удивительные дела именно в субботу, нарушая “главную заповедь” фарисеев и книжников. И стали Иудеи гнать Иисуса, и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин. 5, 16 - 17). По церковному преданию, Ангел, сходивший в купальню и возмущавший воду, - Архистратиг Михаил, Ангел Хранитель еврейского народа. Именно поэтому каждая песнь канона в службе этого дня содержит тропарь Архангелу Михаилу.

Пятая Неделя - о самаряныне (самарянке). О чудесе! Иже Херувимы носимый, блуднице жене беседоваше, воды прося. Удивительно, что женщина-грешница, и к тому же самарянка, то есть почти язычница, сподобилась услышать от Господа такие высокие слова, которые не слышали от Него даже близкие ученики. Им, как малым детям, Он растолковывал о Царстве Божием многими притчами, а ей говорит прямо: Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4, 23 - 24). Этой женщине Господь открыл о Себе самое главное: Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 25 - 26). “Иудеям, хотя они и часто говорили: Долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо (Ин. 10, 24) - Он не давал ответа ясного; а жене самарянской прямо сказал о Себе, что Он - Христос. Это потому, что жена была благонамереннее иудеев; они спрашивали не для того, чтобы научиться от Него, а чтобы постоянно насмехаться над Ним” (свт. Иоанн Златоуст).

Она сделалась как бы апостолом для своих соотечественников: Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему (Ин. 4, 28 - 30).

“Жена, по своим силам, делала то же, что и апостолы, и еще больше. Они оставляли свои сети, когда были призваны, и она добровольно, без всякого увещания к тому, оставляет водонос и, окрыленная радостью, совершает дело благовестия. Да и не одного или двух призывает, как Андрей и Филипп, но приводит в движение весь город и ведет к Иисусу множество народа” (свт. Иоанн Златоуст). Ее душа оказалась восприимчивой к слову Божию, так что Господь после беседы с ней мог сказать ученикам: Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве (Ин. 4, 35). Церковное предание отождествляет самаряныню с мученицей Фотиной (память 2 апреля по н.ст.), пострадавшей с сестрами и двумя сыновьями в Риме в царствование императора Нерона.

Шестая Неделя - о слепом. Что такое слепота от рождения, невозможно себе представить. Как мыслит, чем живет человек, который никогда не видел света, не видел ничего? Так же трудно нам понять, что значит для такого человека обрести зрение. Можно только догадываться, что это для него, наверное, равнозначно рождению, а может быть, и больше. Ведь при обычном рождении мы не осознаем себя и не сразу начинаем воспринимать всю красоту мира. Здесь же человек родился на свет, будучи уже “в совершенных летах”.

Душевныма очама ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый
(кондак).

Церковь сравнивает душевную слепоту, в которой пребывает человек, чуждый Бога, со слепотой от рождения. А обретение веры подобно исцелению от этого тяжкого недуга - не зря же крещение называется “вторым рождением”, “пакибытием” (аналогия Силоамской купели с купелью крещения здесь напрашивается сама собой). У человека открываются глаза на духовный мир, который прежде для него как бы и не существовал.

Умныя мои очи ослепленныя, Господи, от мрачного греха Ты просвети, вложив, Щедре, смирение, и покаяния омый слезами
(ексапостиларий).

То, что происходит с евангельским слепцом после исцеления, подтверждает справедливость такого сравнения. Это, вероятно, знакомо многим: Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это?.. Иные говорили: это он, а иные: похож на него (Ин. 9, 8 - 9). Окружающие сразу замечают, что это вроде бы тот же человек, а вместе с тем совсем другой. Как с ним теперь общаться, что с ним делать? И повели сего бывшего слепца к фарисеям... (Ин. 9, 13).

Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства... Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21, 12 - 17) - такую чашу обещает Господь хотящим за Ним идти. Даже родители готовы были отречься от бывшего слепца только потому, что тот свидетельствовал, что виновник его исцеления - “Человек, называемый Иисус”. Изгнанного и преданного всеми, находит его Господь. И найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую. Господи! И поклонился Ему (Ин. 9, 35 - 30). Евангелие не говорит о том, что стало дальше со слепорожденным. Но одно несомненно - человек, которому пришлось отстаивать свою веру, вряд ли отречется от нее, вряд ли захочет опять стать слепцом. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9, 39).

На шестой седмице по Пасхе, через сорок дней, празднуется Вознесение Господа Иисуса Христа, двунадесятый праздник. Сорок дней после Своего Воскресения Господь являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием. И, наконец, собрав их, Он повелел им не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым... Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 4 - 11).

Господь вознесся ко Отцу, исполнив тем Божий замысел о человеке. Наше естество после этого события теснейшим образом соединилось с Богом. Такое прославление человека воспевает Церковь в день праздника.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы
(кондак).

Яко видеша Тя, Спасе наш, Небесныя Силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще велико, Владыко, человеколюбие Твое. Тебе, сошедшего даже до последних земли, и человека спасшего, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем
(канон прп. Иоанна Дамаскина).

В седьмую Неделю по Пасхе Православная Церковь ежегодно вспоминает и прославляет святых отцев Первого Вселенского Собора, бывшего в Никее в 325 году. На Соборе отцы осудили ересь Ария, учившего, будто Сын Божий не есть Бог по естеству, но лишь творение Божие, хотя и самое величайшее. Эта ересь, охватившая тогда почти всю восточную часть Римской империи, лишала принявших ее главного - надежды на спасение. “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом” - так веровали святые отцы. И в Символе веры, принятом на этом Соборе, говорится, что именно вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог Слово, воплотился “нас ради человек и нашего ради спасения”. Эту веру неизменно содержит Церковь доныне.

Светильницы пресветлии истины Христовы миру явилистеся на земли воистину, блаженнейшии отцы боговещаннии, иссушивше ереси хульных языковредий, и угасивше пламеновидная злославных смущения. Тем же яко святителие Христовы, молитеся спастися нам
(седален по 3-й песни канона).

Первый Вселенский Собор открыл целую эпоху церковной истории - эпоху Вселенских Соборов, на которых совершилась победа соборного церковного знания истины и отвергнуты были те заблуждения, которые не дают человеку соединиться с Богом, лишают спасения.

И, наконец, в восьмую Неделю по Пасхе Церковь празднует Пятидесятницу - день своего рождения. В этот день Дух Святой сошел на первых учеников Христовых и соделал из них Церковь. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать(Деян. 2, 1 - 4).

Дух Святой, сошедший на учеников, пребывает всегда в Церкви многоразличными действиями и дарами. Так открылся на земле источник воды живой, призванный напоять всю жаждущую вселенную. Кто жаждет, иди ко Мне и пей, - говорит Господь (Ин. 7, 37). По слову св. Григория Нисского, в этот день “снова сообщил Себя людям Дух, Который прежде отдалился от нашего естества, потому что человек стал плотию” (см. Быт. 6, 3). В день Святой Пятидесятницы впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу “Царю Небесный”, которую пятьдесят дней не принято читать даже дома, в утреннем и вечернем правиле. А на вечерне в день праздника впервые за этот период в Церкви совершаются коленопреклоненные молитвы.

Завершается Цветная Триодь Неделей Всех святых - через неделю после Пятидесятницы. Празднование это имеет древнюю, с IV века, историю. После массовых гонений на христиан имена и дни кончины многих пострадавших остались неизвестны, и что - бы ни один из мучеников не остался в Церкви без памяти, в эту эпоху возник праздник в честь всех мучеников, преобразовавшийся впоследствии в праздник всех святых. Такое же значение имеет сейчас для Русской Православной Церкви день Новомучеников и исповедников Российских, когда мы молитвенно вспоминаем всех наших мучеников - известных и неизвестных, прославленных и еще не прославленных. Святость - результат действия Духа Святого в земной истории. Именно о стяжании Духа Святого как о главной цели христианской жизни говорил преподобный Серафим Саровский. И поэтому день Всех святых празднуется после Пятидесятницы - как знак того, что пришествие Духа оказалось не бесплодным.

“Православная беседа” №2-98


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru