Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
26272829123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru
Центральное и Южное викариатства города Москвы
Православие.Ru
Православное христианство.ru
Милосердие.ru
Милосердие.ru

Престольный праздник храма:память святителя Николая Чудотворца

 Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

  

Храмовая икона святителя Николая Мирликийского
Храмовая икона святителя Николая Мирликийского

Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве

Имя прославляемого ныне великого Святителя и Чудотворца Николая в переводе с греческого языка на русский означает "побеждающий людей" или "победитель народов". Мы не знаем, почему такое имя было дано ему родителями. Быть может, они желали видеть в нем будущего славного полководца, ибо в те времена такой удел считался наиболее славным и почетным. Но почему церковное песнопение, прославляющее Святителя, не имеющего никакого отношения к военным подвигам, говорит нам, что житие Святителя Николая было сообразно его имени?

 "По имени твоему, тако и житие твое", - поем мы за всенощным бдением.

Чем же мог быть кротчайший и смиреннейший угодник Божий подобен тем победоносным покорителям народов, которыми руководило искание славы, почестей и громких похвал? Что общего у него с этими людьми, которые в погоне за славой проливали неповинную кровь и заставляли лить безутешные слезы? У него, о котором говорится в акафисте, что он "слезу всяку отъял от лица люте страждущих" и что им "отгонится рыдание?"

Все завоеватели и поработители народов добивались своих целей силой оружия, и их слава сопровождалась стонами умиравших в битвах и жалобными воплями изувеченных и осиротевших людей, оказавшихся побежденными.

Подлинной же безсмертной славы и всеобщей известности достигли те, которые смиренно и самоотверженно служили людям, "пламенея" духом в великой любви к Богу и ближнему. Наставляя учеников Своих, как жить среди людей, Господь говорил: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий... А Я посреди вас, как служащий" (Лк.22,25-27).

Те, кто по заповеди Господа шли вслед за Ним на служение Богу и людям, поистине были победителями". Они прославляются, хотя никогда не искали славы. Они давно умерли, но живут вечно в сердцах человеческих.

В числе величайших из них мы видим и чтим с особенной любовью Святителя Николая. Он одержал большую победу. Он поистине победитель народов, пробудивший в их сердцах особую любовь и многовековое почитание не жестокой силой кровавого оружия, не силой властного принуждения, а силой своей сострадательной, действенной любви, этой единственной силой, покоряющей сердца. Эту победу его любви исповедует Святая Церковь, воспевая ему от лица всех верующих чад своих: "Мы, отче Николае, любовию твоею побеждаема вопием ти сице: Радуйся, Николае, великий чудотворче!" И Святитель Николай властвует в сердцах наших, привлекая не под бремя внешнего принуждения, а под легчайшее иго любви Христовой, которой послужил сам во смирении всей своей жизнью, не ища славы, но прославленный Богом и людьми навеки. Поэтому с особенным усердием православные христиане прибегают к нему с горячей молитвой о помощи в своих скорбях и тяжких обстоятельствах, твердо надеясь на его человеколюбивое сострадание к людям и веруя в силу его предстательства пред Богом.

Как чудно выражено все это в словах акафиста Святителю: "Весь еси всем, воистину, помощник, богоносне Николае... Слышаша ближний и дальний величие чудес Твоих... Проповедует мир весь тебе... скораго в бедах заступника".

Среди святых икон наш взор с любовью и благоговейным вниманием останавливается на лике Святителя Николая. Как дорог нам этот лик благостного старца с высоким открытым челом и с проницающими в душу очами, сияющими любовью сострадания! В лике этом мы ощущаем данную от Бога благодать покорять всякую душу, отгонять скорбь и источать утешение. Святитель Николай становится для нас "светильником всесветлым и вселюбимым", то есть всем и для всех светящим и всеми возлюбленным и любимым светильником.

Такую славу и глубокую любовь к себе стяжал Святитель своей святой жизнью и необыкновенной любовью и состраданием к людям.

Святость и богоподобие - цель и назначение человека. "Будьте святы, потому что Я свят" - сказано еще в Ветхом Завете от лица Божия (Левит,11,45). И в Новом Завете мы слышим из уст Самого Господа Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48).

Человек должен быть отражением Божества. Но только чистое сердце и просветленный дух способны оказаться зерцалом для лика Божия. В загрязненных и волнующихся от бурного ветра водах не отражается звездное небо. Лишь в чистых и тихих водах созерцается небо с мириадами звездных огней, во всей своей вышней красе.

Святитель Николай соделался таким "чистым зерцалом", устремившись к вожделенному богоподобию, отразив в себе, своей любовью к страждущим человекам, одно из свойств Божественной любви - человеколюбие.

Вся жизнь Святителя от юности и до кончины была непрерывным подвигом любви и сострадания к людям. Он исполнил завет св. aп. Павла - быть "всем для всех" (1Кор.9,22): он был недужным исцелитель, плачущим - утешитель, бедствующим - избавитель, страждущим - отрада, сиротам - отец, терпящим напасти - защитник и всем во всякой нужде и обстоянии - скорое прибежище и помощь. Помощь страждущим была такой насущной потребностью его любвеобильной души, что он, не дожидаясь просьб о помощи, сам разыскивал нуждающихся. Всюду и своевременно он являлся с помощью и ободрением.

Святитель Николай богословствовал делами своей жизни. Все его богословие - дела любви, творимые во смирении. Он, как говорится в тропаре, "стяжал смирением высокая". Вся его жизнь - самоотверженная, состраждущая любовь, которая, по слову апостола, "милосердствует... не превозносится, не гордится... не ищет своего...не радуется неправде, а сорадуется истине" и "никогда не перестает" (1 Кор.13,4-8).

Этой "никогда не перестающей" любви остался верен Святитель и по блаженной кончине. Невозможно описать все множество чудесных случаев помощи Святителя людям, призывавшим его в молитвах: "Никтоже бо может я исчести, аще бы и многи языки имел".

"Радуйся, победы тезоименитый!" - поем мы ему в акафисте. Он победил в себе ветхого человека, преодолев искушения и соблазны плоти и мира. Он победил гонителей веры своим исповедническим мужеством и твердостью веры. Он победил лжеучителей своим ревностным исповеданием православного учения. Он оказался победителем неправды в деле защиты неповинных. Он препобедил и полчища человеческих страданий и горестей своей чудотворной любовью, своим милосердием и всюду поспевавшей помощью как при жизни, так и по блаженной кончине своей. И, наконец, он покорил своей любовью верующих людей, оправдав свое победоносное имя - Николай. Да подастся же и нам, по молитвам Святителя Николая, сила подражания ему в нашей жизни, чтобы и нам явиться победителями своих греховных себялюбивых устремлений и побеждать сердца ближних наших не горделивым превозношением и властолюбием, а смиренными делами христианской любви и милосердия. Аминь.

Архиепископ Пензенский и Саранский Феодосий, 1965 г.

 

МОЛИТВА СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ И ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛАЮ, АРХИЕПИСКОПУ МИР ЛИКИЙСКИХ


Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru